Персональный сайт Виталия Богомолова
Сайт о творчестве писателя

Среди душманов (от автора)

 

 

 

 В книгу вошли повесть «Среди душманов» и рассказ «Божий Адамант».

События в повести разворачиваются в конце 80-х годов XX ве-ка в деревне Никитовке, куда пожилой учительнице начальных классов местной школы привозят единственного её сына, тяжело контуженного в Афганистане капитана. Политико-экономическая атмосфера страны того времени становится для деревенских оби-тателей серьёзным жизненным испытанием, выдержать которое не всем суждено.
Рассказ «Божий адамант» – новогодняя история о друзьях сту-денческих лет: жизнь последнего десятилетия ушедшего века од-них вознесла на вершину, других бросила на самое дно, как Фому, который и в роли бомжа ещё сознает себя Божиим адамантом (так называли в старину бриллиант).

 

 


© Богомолов Виталий Анатольевич, 2005

 

 

 

 

 


От автора

Предыстория для въедливого читателя,
которую другому можно и пропустить

Повесть «Среди душманов» возникла в буквальном смысле – из «ту-мана». Дело было так: ехал я из родной своей Межовки на автобусе до Кунгура. Дорогу теперешнюю между Ордою и Ашапом в то время только строили, и автобус курсировал через Ленск, по трассе нефтяников, свора-чивая на неё перед интересной деревушкой Губаны. Мне удалось сесть в автобус возле Андреевки, отбухав с рюкзаком за спиной девять километ-ров от своего дома до тракта.
Мест свободных, естественно, не было, пришлось ехать стоя. Рад был и тому, что втиснулся в переполненный салон, не всегда здесь это удавалось: нередко автобус вообще не останавливался. В те годы уехать-приехать – было здесь жуткой проблемой.
Когда в Ленске переехали мост через Ирень, заметил я, как по туман-ному лугу, слева от дороги, идёт в сторону села человек. Было утро, девя-тый час, и может, это шёл рыбак?.. Сбоку, справа, у него что-то свисало. Расстояние от автобуса до человека было приличное, и легко было вооб-разить издалека, что несёт он автомат стволом вниз. Когда я служил на пограничной заставе, то в наряде как только не таскал свой автомат; обычно несёшь оружие так, как тебе удобнее, и, в то же время, чтоб ловчее применить его «к бою».
Увидев человека, размашисто шагающего по августовскому лугу с чем-то напоминающим мне автомат, я принялся фантазировать… Ведь наши фантазии всегда привязаны к личному опыту жизни. Война в Афгане в ту пору как раз закончилась, войска уже вывели, а до Чечни оставались какие-то годы, о чём я, конечно, не знал…
Уловив, что в моих фантазиях есть сюжет для повествования, по приезде в город я заставил себя сесть за работу (именно заставил, ибо не виделось мне тогда в этом никакого смысла, кроме личного «спортивного интереса»), и в короткое время с азартом написал то, что теперь – через много лет – рискнул (после доводки) предложить вам, дорогой читатель. Материал отлежался и приобрел, мне кажется, смысл.
Хотя об этой повести можно сказать, что она плод фантазии, но в то же время в ней ничего не придумано. Просто увиденное, услышанное или пережитое мною в разное время и в разных местах вдруг соединилось здесь в общее кружево, называемое эпохой – определённым историческим отрезком времени.
«Среди душманов» имеет подзаголовок «киноповесть». Но это ни в коем случае не сценарий для постановки фильма. Повествование предна-значено именно для чтения, а необходимость дать такой подзаголовок я внутренне ощутил в самом материале, в своеобразной его подаче, в кине-матографическом взгляде автора на события. Так что жанр здесь услов-ный.
Рассказ «Божий адамант» смыкается по духу своему с повестью. Ис-тория его тоже необычна и забавна. В основу положен случай, действи-тельно «имевший место»: у друга моего, ехавшего новогодним вечером в гости, украли на автобусной остановке сумку с запасом спиртного и про-дуктов.
К этому эпизоду память моя возвращалась не раз, чуя тут литератур-ную поживу, но рассказ не складывался, чего-то не хватало для него. И никто тебе в таком случае ничего не подскажет, тут поиск – порой мучи-тельный – вести нужно исключительно самому, опираясь на интуицию, чутьё, ощущения, опыт. Этим и отличается «сборка» рассказа от сборки автомобиля – каждый рассказ пишется по своей особой «инструкции».
После того прошёл не один Новый год. Однажды, идя по улице Си-бирской, увидел я колоритнейшего бомжа (в рассказе он стал Фомой), каким-то непонятным для меня способом образ его соединился с укра-денной сумкой моего друга и… Рассказ пошёл… Но окончательно сло-жился он лишь тогда, когда я узнал, что в той украденной сумке находи-лась «семейная стенгазета». Она и стала, как говорят ткачи, – основой, всё остальное – уток.
В этом рассказе тоже всё правда, собранная по кусочкам в разное время и в разных местах. А правда – она и есть правда, и неважно, нра-вится она кому-то или не нравится, принимают её или отвергают… Она есть – и всё, как есть луна и звёзды. Смотри в ночное звёздное, безмолв-ное, холодное небо и – думай о жизни, о сути её, о смысле, зачем ты есть и кто ты?.. Может, и откроется тогда что-то для тебя в твоей душе.
Так и рассказ, и повесть, они подобны ночному звёздному небу, в ко-торое можно смотреть и думать, а можно и не смотреть, и не думать… Тут уж всё от самого тебя зависит, каков ты есть, читатель.
Итак, рискнём? Тогда – вперёд!

 

 

 

 

 

 

Новости

Все мероприятия